БУШУЮЩАЯ СИНИМ
ПРИРОДА
B
минувшую пятницу в Центральном доме художника,
что на Крымском Валу, открылась выставка мастера,
живописные и графические работы которого
хранятся в галереях и частных коллекциях России,
Италии, Франции, Германии, Греции, Голландии, США,
Канады, Японии, Австралии, — перечисление можно
продолжить по всем континентам. Некоторые
посетители сразу же ищут аналогии. И находят:
Кандинский. И — проходят мимо сути. Ибо художник,
полотна которого на нынешней выставке в
большинстве своем отмечены знаками: 2001, 2002, — это
все же не Кандинский. Тоже Василий. Но — другой.
Василий Ленивкин.
«Духовная
жизнь, частью которой является искусство и в
которой оно является одним из наиболее мощных
факторов, есть движение вперед и ввысь… Каждый
углубляющийся в скрытые внутренние сокровища
своего искусства — завидный сотрудник в деле
создания духовной пирамиды, которая достигает
небес». Так писал Кандинский в книге «О духовном
в искусстве», этом Евангелии новой живописи. И
именно это делает каждого истинного художника
неповторимым, не сводимым к любым, даже самым
великим предшественникам.
К сожалению, мы проживаем
сейчас время плотно материальное, где действует
неумолимый закон: чем больше финансовых
«пирамид» и «панам», тем меньше пирамид духовных.
И все-таки они есть. Одна из них, по-моему,
творчество Ленивкина.
Если верно, что искусство
— школа чувств, то мир этого художника — школа
предчувствий. Предчувствие духовного вознесения
— в его серии: «В мажоре», «Полет», «В миноре»,
«Экстаз», «Танго», «Он и она», раскрывшейся из
более ранней картины «Танец». Предчувствие
правды — в «Сказке». Предчувствие бесконечности
— в «Просторе». Предчувствие каменеющей в лед
реки — в «Осеннем настроении» и майской зелени —
в «Талой воде». Предчувствие ясного неба и ясных
вод — в проступающем из тумана «Утре».
Цвет у него как бы все
время возникает из утреннего тумана, лишь
изредка звуча открыто, в полную силу, — как в
«Цветном свете», «Хорошем настроении», «На
отдыхе». Берусь предполагать, в этом открытом
звучании его любимый цвет — синий (одно из
полотен так и называется: «Бушующая синим
природа»).
К открытию выставки
приурочен выход в свет альбома, где картинам
Василия Ленивкина сопутствуют стихи Иосифа
Рабиновича. Человека тоже незаурядного, физика, в
далеком уже прошлом — участника легендарной
кавээновской команды Московского физтеха, в
совсем недавнем — ведущего специалиста по
автоматизации проектирования в ОКБ имени Сухого,
а ныне — эксперта по венчурному финансированию
высоких технологий. И — поэта.
Ким СМИРНОВ
24.01.2002
|